Вступили в силу обновлённые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) начального общего и основного общего образования, разработанные Министерством просвещения Российской Федерации (Приказы Минпросвещения РФ №286 и №287 зарегистрированы 5 июля 2021г.)
С сентября 2022 года школа обучает учеников 1-х и новых 5-х классов только по ФГОС.
Минпросвещения запретило принимать на обучение по старым ФГОС в 1-е и 5-е классы с 2022/23 учебного года.
Что же изменится из-за новых ФГОС? Стандарты образования стали конкретнее и единообразнее. Учитывают современные тенденции.
Аудиторных занятий стало меньше. Новые стандарты снизили максимальный предел часов аудиторной нагрузки: с 3345 до 3190 – для начальной школы; с 6020 до 5549 – для основной школы.
Закрепили вариативность программ. Теперь школа обязана еще больше индивидуализировать программу.
Например, вводить углубленное изучение предметов, комбинировать предметы, курсы, модули и разрабатывать индивидуальные учебные планы.
Разрешили по-разному вести образовательный процесс в разных группах, даже если дети из этих групп входят в один класс.
Конкретизировали требования к итоговым знаниям учеников. Детям станет понятнее, чего от них хотят учителя и классные руководители. Родителям проще контролировать успехи детей и работу педагогов.
Как будут учиться дети не 1-х и 5-х классов? По старым ФГОС.
Введение ФГОС – 2021 будет идти по следующей схеме:
Класс |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
|
2022-2023 уч. год |
Обязательное введение |
Введение ФГОС-2021 по готовности |
Обязательное введение |
Введение ФГОС-2021 по готовности |
||||||
2023-2024 уч. год |
Обязательное введение ФГОС-2021 |
Введение ФГОС-2021 по готовности |
||||||||
2024-2025 уч. год |
Обязательное введение ФГОС-2021 |
В обновлённых ФГОС сформулированы максимально конкретные требования к предметам всей школьной программы соответствующего уровня, позволяющие ответить на вопросы: что конкретно школьник будет знать, чем овладеет и что освоит. Новые ФГОС также обеспечивают личностное развитие учащихся, включая гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое, трудовое, экологическое воспитание.
Детализация и конкретизация требований к результатам образовательной программы, зафиксированные на уровне ФГОС, работают на повышение прозрачности образовательной деятельности школы. Общедоступный нормативный документ даёт ответ на вопрос о том, чему должна учить современная российская школа. Таким образом, создается единая содержательная основа для обеспечения качества реализации общеобразовательных программ, в том числе с включением в этот процесс заинтересованного родительского сообщества.
Стандарты также содержат детализированные и конкретизированные личностные результаты, на формирование и совершенствование которых должна быть направлена рабочая программа воспитания.
Обновлённые ФГОС описывают систему требований к условиям реализации общеобразовательных программ, соблюдение которых обеспечивает равенство возможностей получения качественного образования для всех детей независимо от места жительства и дохода семьи.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования"
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования"
В новые ФГОС НОО и ООО внесли много изменений по сравнению со старыми стандартами.
Новые стандарты НОО и ООО требуют, чтобы содержание ООП НОО и ООО было вариативным. Это значит, что школы все больше должны ориентироваться на потребности учеников и предлагать им различные варианты программ в рамках одного уровня образования.
Школа может обеспечить вариативность ООП тремя способами. Первый – в структуре программ НОО и ООО школа может предусмотреть учебные предметы, учебные курсы и учебные модули. Второй – школа может разрабатывать и реализовывать программы углубленного изучения отдельных предметов. Для этого на уровне ООО добавили предметные результаты на углубленном уровне для математики, информатики, физики, химии и биологии. Третий способ – школа может разрабатывать и реализовывать индивидуальные учебные планы в соответствии с образовательными потребностями и интересами учеников.
Вариативность дает школе возможность выбирать, как именно формировать программы. Учителя смогут обучать учеников в соответствии с их способностями и запросами и так, как считают нужным. При этом, однако, нужно учитывать и требования к предметным результатам.
В новых ФГОС подробнее описывают результаты освоения ООП НОО и ООО – личностные, метапредметные, предметные.
Новые ФГОС 2021 года определяют четкие требования к предметным результатам по каждой учебной дисциплине. Появилось конкретное содержание по каждой предметной области. Например, во ФГОС НОО конкретизировали предметные результаты по каждому модулю ОРКСЭ
– «Основы православной культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы исламской культуры», «Основы религиозных культур народов России», «Основы светской этики». Во ФГОС ООО отдельно описали предметные результаты для учебного предмета «История» и учебных курсов «История России» и «Всеобщая история».
На уровне ООО установили требования к предметным результатам при углубленном изучении некоторых дисциплин. Это учебные предметы «Математика», включая курсы «Алгебра», «Геометрия», «Вероятность и статистика»; «Информатика»; «Физика»; «Химия»; «Биология».
Обратите внимание, что предметные результаты в новых ФГОС не согласовываются с требованиями концепций преподавания физики, астрономии, химии, истории России. Поэтому учителям придется в своих рабочих программах одновременно учитывать и требования ФГОС, и требования концепций.
Еще сделали уточнение, что школы со статусом федеральных и региональных инновационных площадок вправе самостоятельно определять достижение промежуточных результатов по годам обучения, независимо от содержания примерных ООП.
Новые ФГОС, как и прежде, требуют системно-деятельностного подхода. Они конкретно определяют требования к личностным и метапредметным образовательным результатам. Если в старых стандартах эти результаты были просто перечислены, то в новых они описаны по группам.
Личностные результаты группируются по направлениям воспитания:
Метапредметные результаты группируются по видам универсальных учебных действий:
В прежних ФГОС личностные и метапредметные результаты описывались обобщенно. А в новых – каждое из УУД содержит критерии их сформированности. Например, один из критериев, по которому нужно будет оценивать сформированность регулятивного УУД «Самоорганизация», – это умение ученика выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях.
Теперь с таким подробным и конкретным описанием планируемых результатов педагогам будет проще организовывать на уроках систему формирующего оценивания. А заместителю директора – проконтролировать качество обучения.
Раньше содержание пояснительной записки было разным для НОО и ООО. Теперь требования стали едиными. На уровне НОО указывать в записке состав участников образовательных отношений и общие подходы к организации внеурочной деятельности не нужно. А на уровне ООО необходимо добавить общую характеристику программы. Также в пояснительных записках к ООП НОО и ООО необходимо прописать механизмы реализации программы.
Изменили требования и к структуре содержательного раздела программ. На уровне НОО убрали программу коррекционной работы и программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни. На уровне ООО вместо программы развития УУД указали программу формирования УУД. Еще дополнили содержательный раздел НОО и ООО рабочими программами учебных модулей.
В итоге, согласно новым стандартам, содержательный раздел ООП НОО и ООО должен содержать:
Также в содержательный раздел программы ООО должна быть включена программа коррекционной работы в том случае, если в школе обучаются дети с ОВЗ.
Рабочие программы учебных предметов, учебных курсов, курсов внеурочной деятельности и учебных модулей нужно формировать с учетом рабочей программы воспитания. Тематическое планирование рабочих программ теперь должно включать возможность использования ЭОР и ЦОР по каждой теме. Кроме того, в рабочих программах внеурочной деятельности нужно указывать формы проведения занятий.
Требования к рабочим программам
Критерий | Старый ФГОС | Новый ФГОС |
Виды программ | Рабочие программы учебных предметов и курсов, в том числе и внеурочной деятельности | Рабочие программы учебных предметов, учебных курсов, в том числе и внеурочной деятельности, учебных модулей |
Структура рабочих программ | Различается для рабочих программ учебных предметов, курсов и курсов внеурочнойдеятельности | Одинаковая для всех рабочих программ, в том числе и программ внеурочной деятельности |
Тематическое планирование рабочих программ учебныхпредметов, курсов | С учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы | С указанием количества академических часов, отводимых на освоение каждой темы,возможности |
Тематическое планирование рабочих программ курсов внеурочной деятельности | С учетом рабочейпрограммы воспитания | использования по этой теме ЭОР и ЦОР |
Учет рабочей программы воспитания | Только в разделе «Тематическое планирование» | Во всех разделах рабочей программы |
Особенности рабочей программы курса внеурочной деятельности | В содержании программы должны быть указаны формы организации и видыдеятельности | В программе должны быть указаны формыпроведения занятий |
Внесли изменения в структуру рабочей программы воспитания.
Требования к структуре рабочей программы воспитания
Номер раздела | Название раздела рабочей программы воспитания | |
Старый ФГОС | Новый ФГОС | |
1 | Описание особенностей воспитательного процесса | Анализ воспитательного процесса в организации |
2 | Цель и задачи воспитания обучающихся | Без изменений |
3 | Виды, формы и содержание совместной деятельности педагогических работников, обучающихся и социальных партнеров организации, осуществляющей образовательную деятельность | Виды, формы и содержание воспитательной деятельности с учетом специфики организации, интересов субъекта воспитания, тематики учебных модулей |
4 | Основные направления самоанализа воспитательной работы в организации, осуществляющейобразовательную деятельность | Система поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позицииобучающихся |
Новые стандарты конкретизируют содержание календарного плана воспитательной работы, который входит в организационный раздел ООП. Он должен содержать перечень событий и мероприятий воспитательной направленности, которые организует и проводит школа или в которых она принимает участие.
По новому ФГОС ООО нужно разрабатывать программу формирования УУД, а не программу развития УУД, как это было раньше. То есть теперь программа имеет одинаковое название на уровнях НОО и ООО: «Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся».
Требований к программе формирования УУД стало меньше. Для уровня ООО прописали, что теперь нужно формировать у учеников знания и навыки в области финансовой грамотности и устойчивого развития общества.
Предметные области и предметы
Новые ФГОС НОО и ООО регламентируют перечень обязательных предметных областей, учебных предметов и учебных модулей.
Учебный план НОО | |
Предметные области | Учебные предметы (учебные модули) |
Русский язык и литературное чтение | Русский язык Литературное чтение |
Родной язык и литературное чтение на родном языке | Родной язык и (или) государственный язык республики Российской Федерации Литературное чтение на родном языке |
Иностранный язык | Иностранный язык |
Математика и информатика | Математика |
Обществознание и естествознание (Окружающий мир) | Окружающий мир |
Основы религиозных культур и светской этики |
Основы религиозных культур и светской этики: • учебный модуль «Основы православной культуры»; • учебный модуль «Основы иудейской культуры»; • учебный модуль «Основы буддистской культуры»; • учебный модуль «Основы исламской культуры»; • учебный модуль «Основы религиозных культур народов России»; • учебный модуль «Основы светской этики» |
Искусство | Изобразительное искусство |
Музыка | |
Технология | Технология |
Физическая культура | Физическая культура |
Учебный план ООО | |
Предметные области | Учебные предметы (учебные курсы или учебные модули) |
Русский язык и литература | Русский язык Литература |
Родной язык и родная литература | Родной язык и (или) государственный язык республики Российской Федерации Родная литература |
Иностранные языки | Иностранный язык Второй иностранный язык |
Математика и информатика | Математика:• учебные курсы «Алгебра», «Геометрия», «Вероятность и статистика» Информатика |
Общественно-научные предметы | История:• учебные курсы «История России», «Всеобщая история» Обществознание География |
Естественно-научные предметы | Физика Химия Биология |
Основы духовно-нравственной культуры народов России | Выбор одного из учебных курсов (учебных модулей) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляется по заявлению обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся |
Искусство | Изобразительное искусство Музыка |
Технология | Технология |
Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности | Физическая культура Основы безопасности жизнедеятельности |
На уровне ООО школы получили право учитывать свои ресурсы и пожелания родителей, чтобы вводить второй иностранный язык, родной язык и литературу/литературное чтение на родном языке. Это позитивное изменение для школ, которые не могут обеспечить качественное изучение этих предметов. Также, чтобы ввести эти предметы, нужны письменные заявления родителей.
Изменили объем часов аудиторной нагрузки: уменьшили верхнюю границу. Подробнее смотрите в таблицах.
Границы аудиторной нагрузки | Старый ФГОС НОО | Новый ФГОС НОО |
Минимум | 2904 | 2954 |
Максимум | 3345 | 3190 |
Границы аудиторной нагрузки | Старый ФГОС ООО | Новый ФГОС ООО |
Минимум | 5267 | 5058 |
Максимум | 6020 | 5549 |
Уменьшили объем внеурочной деятельности на уровне НОО. Теперь вместо 1350 можно запланировать до 1320 часов за четыре года.
В разделе «Общие положения» указали, что ФГОС НОО не нужно применять для обучения детей с ОВЗ и интеллектуальными нарушениями. Адаптированные программы на уровне ООО разрабатывают на основе нового ФГОС ООО. Для этого в него внесли вариации предметов. Например, для глухих и слабослышащих можно не включать в программу музыку. При этом для всех детей с ОВЗ вместо физкультуры надо внести адаптивную физкультуру. Если школа увеличивает срок освоения адаптированной программы до шести лет, то объем аудиторных часов не может превышать 6018.
Старый ФГОС таких требований не устанавливал. Теперь новый ФГОС фиксирует право школы применять различные образовательные технологии. Это нововведение поможет школе обосновать перед родителями использование, например, электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. При этом, если школьники учатся с использованием дистанционных технологий, школа должна обеспечить их индивидуальным авторизованным доступом ко всем ресурсам.
И доступ должен быть как на территории школы, так и за ее пределами.
Деление учеников на группы
Раньше таких норм ФГОС не устанавливал. Новые стандарты НОО и ООО разрешают организовать образовательную деятельность при помощи деления на группы. Обучение в группах можно строить по-разному: с учетом успеваемости, образовательных потребностей и интересов, целей. Это позволит учителям реализовывать дифференцированный подход.
Согласно старым ФГОС у учеников в школьной библиотеке должен быть доступ к информационным интернет-ресурсам, коллекциям медиаресурсов. Сейчас новые ФГОС определяют, что доступ к информационно образовательной среде должен быть у каждого ученика и родителя или законного представителя в течение всего периода обучения.
Оснащение кабинетов
Старые ФГОС предъявляли общие требования к оснащению кабинетов. Новые ФГОС ООО установили требования к оснащению кабинетов по отдельным предметным областям. Например, в кабинетах естественно-научного цикла должны быть комплекты специального лабораторного оборудования.
В новых ФГОС требований к психолого-педагогическим условиям стало больше. При этом акцент сделан на социально-психологической адаптации к школе. Также описали порядок, по которому следует проводить психолого-педагогическое сопровождение участников образовательных отношений.
Повышение квалификации педагогов
Старые ФГОС четко определяли, что повышать квалификацию педагоги должны не реже чем раз в три года. Новые ФГОС эту норму исключили. В Законе об образовании по-прежнему закреплено, что педагог может проходить дополнительное профессиональное образование раз в три года и обязан систематически повышать квалификацию. Но указания, как часто он должен это делать, теперь нет.